Новости Т1 EasyTax

Налоговый мониторинг: бизнес выбирает цифровое взаимодействие с ФНС

Марина Крашенинникова, начальник Управления налогового мониторинга ФНС России, и Раймонд Иссако, директор продукта Т1 EasyTax, о том, почему все больше компаний переходят на новую форму фискального контроля

Российские компании готовятся к новой эпохе в работе налоговой системы. Все больше организаций-налогоплательщиков – счет уже идет на сотни – переходят в режим налогового мониторинга, заменяющий традиционные проверки на онлайн-взаимодействие с налоговым ведомством. О будущем новой для рынка формы налогового администрирования, ее преимуществах для бизнеса, а также подготовке к интеграции с автоматизированной информационной системой Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») рассказывают Марина Крашенинникова, начальник Управления налогового мониторинга ФНС России, и Раймонд Иссако, директор продукта Т1 EasyTax.

– Марина Александровна, новой форме фискального контроля в России уже более семи лет. Как оцениваете промежуточные итоги перехода на налоговый мониторинг?

– Одним из наиболее показательных итогов является число компаний, выбравших для себя новый режим взаимодействия с налоговым ведомством. По состоянию на конец 2022 года такое решение приняли 339 компаний из разных отраслей экономики, еще несколько лет назад их было на порядок меньше. В будущем году планируем проводить налоговый мониторинг в отношении 445 компаний, за год количество его участников выросло на 32%.

Это говорит о том, что режим становится все более популярным среди крупнейших компаний-налогоплательщиков. Также за все время ни одна компания не вышла из нового режима, как не было и выездных налоговых проверок по результатам неисполнения мотивированного мнения. Это существенный результат. А значит, есть реальные перспективы развития формата. Мы ожидаем, что число участников будет расти и дальше с каждым годом.

– Какое количество организаций на налоговом мониторинге полностью к настоящему моменту закончили тестирование по интеграции прямого подключения ИСО к АИС «Налог-3»?

В июле 2022 года завершился второй этап пилотного проекта ФНС России «Интеграция информационных систем организаций – участников налогового мониторинга с АИС «Налог-3». В рамках рабочих групп участники тестировали 9 базовых сценариев, обеспечивающих взаимодействие с автоматизированной информационной системой налогового ведомства, полностью справились с задачей 19 компаний. Затем были сформированы новые рабочие группы пилотного проекта. С 10 октября успешно реализовавшие все сценарии компании приступили к реализации 1, 3, 4 и 5 сценариев с использованием TLS ГОСТ сертификатов в рамках рабочей группы 2.2. Шесть компаний-участников второго этапа пилотного проекта начали тестировать сценарий «Файловый обмен» в рабочей группе 2.1. С 1 декабря 2022 года сценарии информационного взаимодействия начали испытывать 34 компании – участники третьей группы, ранее не участвовавшие в пилотном проекте ФНС. 1 февраля 2023 года к тестированию приступили еще 20 компаний в четвертой рабочей группе. Они проверят семь базовых сценариев информационного взаимодействия, за исключением «Файлового обмена» и «Протокола операций». Тестирование планируется завершить до 1 июня текущего года. Но работы допустимо завершить и досрочно – при наличии технических возможностей и выполнении всех операций в пределах заявленного времени. Также в рамках пилотного проекта сформированы две новые рабочие группы, они начнут работать во втором квартале.

– По вашему опыту, участники налогового мониторинга успели оценить его преимущества, в чем они заключаются для бизнеса?

– Безусловно, об этом можно судить хотя бы по тому, насколько активно идет переход на этот режим больших групп компаний. Изначально компании именно к этому и готовились, заходя в налоговый мониторинг с расчетом на то, что в дальнейшем дочерние зависимые общества будут переведены на новый режим взаимодействия с ведомством. И компании планы-графики исправно выполняют.

Раймонд Иссако:

– Переход действительно позволяет «расшивать» узкие места во взаимодействии с ФНС. Кроме того, в период налогового мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки, отсутствуют штрафы и пени.

Но главное, и это отмечают многие участники нового режима, диалог с налоговым ведомством становится более открытым, оперативным. Например, то же мотивированное мнение позволяет напрямую согласовывать вопросы по порядку налогообложения совершенных и планируемых сделок. Выстраивается взаимодействие и в рамках рабочих групп пилотного проекта ФНС по интеграции с АИС «Налог-3». Само вступление в мониторинг — это тоже в известной степени маркер открытости бизнеса, свидетельство о готовности к работе в режиме прозрачности для ФНС.


– Участники налогового мониторинга готовятся к интеграции с АИС «Налог-3» для расширенного информационного взаимодействия с налоговым органом. Сроки подготовки к интеграции были перенесены ФНС с 1 января 2023 года на 1 января 2024 года. С чем это связано?

– Срок подготовки к интеграции с АИС «Налог-3» продлен до 1 января 2024 года. Новый срок обозначен в проекте приказа ФНС России «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации и требований к ним». Это позволит компаниям подготовиться к переходу на новое информационное взаимодействие с налоговым органом в более комфортном темпе. В том числе организации получат больше времени на закупку необходимых аппаратных средств.

Раймонд Иссако:

– Перенос сроков – рабочий процесс. Как показывает наша практика, переход на новый режим взаимодействия с налоговым ведомством – это многофакторный процесс, он требует подготовки ИТ-систем, небольших инвестиций в новое оборудование.

Новые сроки подготовки информационных систем позволят не только понять, какие именно доработки нужно произвести, но и осуществить их в штатном режиме, исключив риски сбоев при обмене критически важными данными.

В том числе новые сроки помогут вовремя выяснить, готовы ли компании осуществить переход в inhouse-режиме своими силами или же есть смысл обратиться за помощью к консультантам. В Т1 EasyTax уже есть ответы на всевозможные вопросы налогового мониторинга, поэтому внедрение нашего решения ускорит и упростит переход на новый режим взаимодействия с ФНС.


– Изменятся ли требований к информационным системам организаций, которые готовятся к интеграции с АИС «Налог-3»? Ранее они содержались в Проекте приказа ФНС РФ «Об утверждении Требований к информационным системам организации, к которым предоставляется доступ налоговым органам».

– Проект приказа ФНС России «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации и требований к ним» заменяет два ранее выпущенных документа – Приказ ФНС России об утверждении Порядка получения доступа к информационным системам (приказ № ЕД-7-23/1142), а также проект Приказа «Об утверждении требований к информационным системам организации, к которым предоставляется доступ налоговым органам». Теперь все требования к информационным системам будут закрепляться в новом документе.

Проект приказа не только содержит новые сроки для перехода на прямое взаимодействия организаций с АИС «Налог-3». Изменения коснутся также процесса получения доступа налоговых органов к информационным системам организаций. Порядок настройки сети связи, взаимодействие через СКЗИ и их перечень остаются прежними.

– Рассматривает ли ФНС в программе дальнейшего развития налогового мониторинга переход от обязательного применения принципов Drill down к принципам Drill up?

– Мы руководствуемся одним принципом – это полная расшифровка показателей отчетности. Добиться этого можно как за счет последовательного увеличения уровня детализации рассматриваемых данных (раскрытия информации от показателя налоговой декларации до первичного документа), так и в обратном направлении. Оба принципа в системе заложены изначально: из строки декларации можно «провалиться» до конкретной операции, если же работа идет с конкретной операцией, есть возможность выйти в регистр, в котором она отражена, из регистра – в соответствующую строчку декларации.

– Когда ожидается вынести на общественное обсуждение формализованные налоговые регистры по налогу на прибыль, разработанные в рабочих группах?

– Пока мы не планируем выносить их на обсуждение. В рамках налога на прибыль разработка велась по трем блокам: долговые обязательства, долевое участие и ценные бумаги. И до 1 января 2024 года обращаться к теме законодательного закрепления и нормативного утверждения требований не планируется. Как минимум, до тех пор, пока не будет уверенности, что все участники налогового мониторинга прошли базовые сценарии тестирования и подключились к промышленному контуру АИС «Налог-3», новые требования именно законодательно утверждать не планируется.

– По какому следующему налогу, после налога на прибыль, ожидается разработка налоговых регистров для утверждения в нормативных документах ФНС?

– На текущий момент таких планов нет. В случае с налогом на добавленную стоимость автоматизировать налоговые процедуры, а также свести к минимуму влияние человеческого фактора позволяет система АСК НДС-2. Нет очевидной необходимости в формализованных регистрах и с такими налогами как налог на добычу полезных ископаемых и налог на имущество. Поэтому в части создания формализованных регистров не планируем затрагивать другие налоги.

– За минувший год состоялось сразу несколько масштабных встреч, посвященных будущему налогового мониторинга, в том числе при участии ФНС России. На ваш взгляд, какие аспекты нового формата контроля больше всего волновали участников?

– Действительно, таких встреч становится все больше, в том числе в конце года вопросам налогового мониторинга посвятили отдельный Форум. Участники всегда активно участвуют в таких дискуссиях, могут уточнять важные для себя моменты. На всех мероприятиях поднималось множество интересных, важных тем, касающихся перехода организаций в новый режим взаимодействия с налоговым ведомством и интеграции с автоматизированной информационной системой ФНС России. В том числе немало вопросов касалось организации системы внутреннего контроля, для многих компаний здесь все еще остаются задачи, которые необходимо решать. Также активно шел поиск и выработка оптимальных решений для интеграции с АИС «Налог-3», и это также становилось темой для обсуждения.

Раймонд Иссако:

– Соглашусь с Мариной Александровной в том, что в числе наиболее интересных вопросов, которые поднимались в рамках дискуссий, было развитие систем внутреннего контроля. Действующих участников налогового мониторинга, как и компании, которые готовятся к вступлению в режим, всерьез волнуют вопросы автоматизации контрольных процедур в организации. С интересом отмечал, что все больше участников рынка рассматривают их не просто как необходимость для вступления в налоговый мониторинг, но и как способ оптимизировать и усовершенствовать внутренние процессы, и даже повысить эффективность бизнеса. Да, контрольные процедуры в первую очередь направлены на обеспечение правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, однако помимо систем внутреннего контроля для целей налогового мониторинга компании начинают рассматривать и возможность внедрения полноценных СВК на процессы. Наше решение Т1 EasyTax соответствует этим ожиданиям. Оно включает полноценную систему внутреннего контроля, задействовать которую возможно для нужд всего предприятия, а не только для целей налогового мониторинга.

Интересно проходило и обсуждение интеграции с АИС «Налог-3», в том числе сложностей, с которыми сталкиваются участники налогового мониторинга при переходе на прямое взаимодействие с ФНС. Например, проблему может создавать нехватка в первичной учетной документации метаданных – без них невозможно предоставить по требованию ФНС реестр документов, размещенных в электронном архиве информационной системы налогоплательщика. Так, каждый документ должен содержать информацию о его названии, номере, привязке к периоду и налогу или к контрагенту через ИНН. Также обязательно дополнить информацию из справочника SPVDOC.Txt. Т1 EasyTax позволяет компаниям избавиться от данных барьеров для перехода в режим налогового мониторинга, при этом механизм обогащения первичных документов метаданным работает из коробки, не требуя дополнительных операций.

– Как полагаете, подобные встречи полезны для компаний, участвующих в налоговом мониторинге?

– Безусловно, ведь важно подходить к процессу комплексно, понимать, что происходит, оценивать его с разных сторон. Подобные встречи – полезный формат, благодаря ему участники налогового мониторинга получают возможность встретиться друг с другом, обсудить волнующие их практические вопросы. Опыт каждой компании, которая переходила на налоговый мониторинг, участвовала в рабочей группе по интеграционному тестированию, очень важен, нужен и ценен. И хорошо, когда есть возможность обмениваться им в очном формате.

Раймонд Иссако:

– Считаю, что сама возможность по-настоящему живой, открытой дискуссии в рамках таких мероприятий крайне важна. Именно так компании обмениваются впечатлениями по тестированию базовых сценариев в рамках рабочих групп, обсуждают планы интеграции с АИС «Налог-3». Это полезный опыт, который упрощает миграцию на новый режим, снимает опасения и вопросы. Тем более, что последних даже у действующих участников налогового мониторинга все еще хватает.

Например, не все до конца понимают, нужно ли при прямом взаимодействии с налоговым ведомством отказываться от использования витрин данных. Не всегда есть четкое понимание, является ли переход обязательным. Прояснить в том числе и эти моменты удается в прямом диалоге с представителями ведомства. Участники таких встреч могут напрямую задать Марине Александровне все волнующие их вопросы, в режиме диалога получить подробные и понятные разъяснения. Это крайне ценно, ведь расширенный способ взаимодействия с ФНС остается для большинства компаний незнакомым форматом, технические детали и нюансы для новичков не всегда бывают понятны, зачастую оказываются труднореализуемыми.

Кстати, с интересом отметил, что участников встреч беспокоили и сугубо технические вопросы – это и перечень одобренных к использованию СКЗИ, и новая процедура получения доступа налоговых органов к информационным системам организаций, и сроки предоставления первичной учетной документации. А значит, на рынке по-прежнему есть компании, рассматривающие для себя возможность перехода в новый режим, однако откладывающие решение из-за технической неготовности. Это не только нехватка метаданных, о которой я уже упоминал в нашей беседе. При подключении к АИС «Налог-3» может потребоваться доработка корпоративного хранилища данных, системы электронного хранения документов. Или информационные системы организации могут попросту не отвечать требованиям по скорости ответа на запросы налогового ведомства. Выбор платформы T1 EasyTax обеспечит вхождение в налоговый мониторинг «под ключ» с учетом всех требуемых условий.

– Становится ли переход на налоговый мониторинг доступнее для компаний, достаточно ли на рынке соответствующих решений?

Раймонд Иссако:

– По моей оценке, решений для перехода в режим налогового мониторинга становится все больше, особенно, если сравнивать текущее положение с ситуацией, когда новый режим взаимодействия с ФНС только появился. В том числе такие продукты становятся доступнее, а значит, все большее количество компаний может начать их внедрение. Один из примеров - наше решение Т1 EasyTax, которое позволяет войти в налоговый мониторинга под ключ, что делает переход доступным не только для российского бизнеса enterprise-уровня, но и для компаний с небольшим оборотом. Вне зависимости от масштаба организации, функционал платформы закрывает все потребности при переходе в режим удаленного информационного взаимодействия с налоговым ведомством.
Аналитика